Не всем детям деление дается одинаково легко. Некоторые схватывают быстро. А если перед нами гуманитарий, то родители должны <<попотеть>>, чтобы научить чадо основам этого действия.
Содержание
Деление чисел
Еще в раннем детстве ребенок давал игрушки, конфеты сверстникам, чтобы не прослыть «жадиной». Но никто и не подозревал, что это были первые шаги на пути усвоения этого сложного процесса. Напомните малышу об этом.
Надо дать школьнику 4 конфеты и предложить угостить 2 игрушки. Делить поровну.
Усложняют условие. Девять карандашей разложить на 3 одинаковые части. Такие игры надо практиковать постоянно, чтобы сам процесс стал понятен.
Когда взрослые убедятся, что ребенок усвоил легкий материал, можно переходить к более сложному.
К этому времени школьник хорошо умеет выполнять сложение, вычитание, умножение. Особое внимание обратите на последнее.
Без знания этого действия переходить к делению бессмысленно.
Умножение — обратная сторона деления.
Новые понятия
Написав легкий пример, надо объяснить доходчивым языком принципы этого действия и познакомить малыша с терминологией.
делимое: делитель = частное
Ребенку сложно найти ответ, потому что это абстрактные числа. Родитель помогает ему вопросом: на сколько надо умножить 2, чтобы получилось 6 (таблица умножения). Этот вопрос будет помощником в течение длительного времени.
Можно составить малышу несложные задачи, близкие ему по содержанию.
У тебя 28 копеек. Надо купить 4 пачки чипсов. Сколько стоит одна?
Не забывайте направлять любимца вопросом (таблица умножения). Хорошо, если родители найдут время, чтобы решать подобные примеры на скорость в уме. В школе преподаватели практикуют математические диктанты, на которых дети записывают ответы без решения.
Встречаются примеры, которые легко разложить на составляющие.
Первое число раскладываем на цифры, которые делятся на 3. Ребенок производит действия и частные складывает в ответ.
Что такое остаток
Есть числа, которые полностью не делятся. Это должен знать воспитанник. В математике существует понятие «деление с остатком».
Подбираем такое число, которое максимально делится на 7. Это 4. Проверяем.
7 ?4 = 28
Чтобы найти остаток:
30 — 28 = 2
Подобные примеры требуют объяснения и закрепления.
Делим в столбик
Этот метод используют, когда выполнить действие устно нельзя. Здесь ответ дети подбирают. Если ребенок хорошо знает умножение и вычитание, то решение этих примеров доставит большое удовольствие.
Родители акцентируют внимание на то, что обычный знак деления заменяется двумя чертами, которые похожи на перевернутую букву <<Т>>. Слева стоит делимое, справа над чертой – делитель, а под чертой – частное.
Делимое состоит из двух разрядов: десятки и единицы. Начинаем выполнять действие с крайней цифры слева. Взрослые напоминают школьнику, что есть деление с остатком. Оно пригодится в этом случае.
9 : 7
Задаем наш традиционный вопрос: какое надо подобрать число, чтобы при умножении его на 7, получился ответ, близкий к 9. Это 1. Ее пишем в частное (под чертой).
Проверяем.
7?1 = 7
Ставим под 9 и вычитаем. Знак равенства заменяется в таких примерах горизонтальной чертой. Это надо проговаривать ребенку.
9 — 7 = 2
К остатку сносим 8 из делимого. Полученное число (28) делим на 7 Ответ: 4. Пишем рядом с единицей в частном.
Проверяем: 4 ?7 =28
Полученный результат вычитаем из 28. Остаток 0. Задание выполнено.