Взгляды на воспитание ребенка меняются постоянно, из поколения в поколение.
В 19 веке ребенка готовили к взрослой жизни с малых лет. Разумеется, воспитание дворянских и крестьянских детей сильно отличалось, но и те и другие с детства готовились к жизни взрослой, самостоятельной.
Крестьянские дети
Деревенской семье позволить ребенку расти без хлопот и забот – непозволительная роскошь, поэтому уже с детства мальчики и девочки приучались к физическому труду, чередуя детские игры и забавы с взрослыми обязанностями.
Пора взросления начиналась примерно с семи лет, именно тогда ребенок нес ответственность за некоторые дела по хозяйству. Разделение по половой принадлежности не подлежало сомнению – мальчики выполняли свои обязанности, девочки – свои.
С семи лет мальчики выполняли следующие обязанности:
- помощь отцу в полевых работах – пахота, удобрение, сбор урожая;
- рыбалка;
- уход за скотиной (кормление, уборка, выпас скота);
- исполнение поделок (игрушки для младших детей, плетение лаптей, корзин).
- заготовка дров к зиме.
Таким образом, уже к подростковому возрасту каждый крестьянский мальчишка смело мог назваться самостоятельным, почти взрослым мужчиной, способным прокормить себя и семью.
Девочки так же выполняли свою работу:
- уборка и уход за домом;
- приготовление пищи;
- посильное участие в сборе урожая;
- рукоделие – шитье, вышивание, вязание;
- стирка и починка одежды;
- присмотр за младшими.
Девочка, к 14 годам освоившая все женские обязанности, становилась хорошей хозяйкой и, как следствие, завидной невестой.
Примечательно, что помимо прочих домашних дел, взрослые могли отправить детей на подработку. Девочки часто подрабатывали няньками, а мальчишки могли пасти соседский скот.
Плата за труд незначительная, но никто и не думал отказываться от возможности принести дополнительный заработок в семью.
Дворянские дети
Говоря о более высоком сословии, не может идти и речи о сравнении трудового воспитания крестьянского и дворянского ребенка. Тем не менее сын или дочь дворянина с раннего детства должны были освоить навыки, считающиеся обязательными во взрослой жизни:
- Управление хозяйством. Задача, которую прежде всего осваивали девочки. С детства им прививались управленческие способности, умение считать и анализировать доходы, умение правильно распоряжаться деньгами. Мальчикам важно было уметь руководить строительными работами, составлять сметы, чертить план здания.
- Этикет. Этой науке поддавались и мальчики, и девочки с малых лет. Умение достойно вести себя в обществе – одно из важнейших качеств благородного сословия.
- Физическая подготовка. Мальчишки непременно подвергались серьезной физической подготовке – их учили фехтовать, ездить верхом, приучали к холоду путем закаливания.
- Танцы и музыка. То, что сегодня рассматривается чаще как хобби, 150 лет назад было строгой обязанностью, особенно для девочек. Но и джентльмены не имели права ударить лицом в грязь на балу, поэтому азы танцевального искусства осваивали все.
Помимо вышеперечисленного, детей учили разным наукам, приучали к порядку и дисциплине, причем наказание за ослушание было одинаково суровым, как для крестьянского, так и для дворянского ребенка, поэтому распоряжения отца и матери и те и другие дети выполняли беспрекословно.
Итак, если оглянуться назад, примерно на два века, можно заметить, насколько разительна перемена в современном воспитании. Невозможно провести сравнительную линию, поскольку большинство особенностей воспитания вызывается эпохой. Детей воспитывали так, потому что общество ожидало и требовало именно такого результата от подрастающего поколения.