В первые годы обучения в начальной школе, когда дети начинают изучать чтение, письмо и математику в классе, вы можете заметить некоторые трудности в обучении и ранние признаки специфических нарушений.
Например, если у вашего ребёнка школьного возраста есть проблемы с обучением или специфическое расстройство обучаемости, то вы можете заметить следующее:
- Отсутствие интереса к чтению, письму или математике.
- Трудности с написанием простых слов, произношением слов или счётом.
- Проблемы с определением количества слогов в словах или выделением отдельных звуков, например, звука «к» в слове «обезьяна».
- Трудности с подбором рифмующихся слов.
- Проблемы с базовыми математическими навыками, такими как считать предметы по одному.
- Неуверенность в своих силах при выполнении школьных заданий.
- Избегание выполнения школьных заданий или домашних работ или расстройство из-за их выполнения.
Важно отметить, что наличие трудностей с обучением в раннем возрасте не всегда означает наличие специфического нарушения обучаемости. Некоторым детям требуется больше времени, чтобы развить навыки чтения и счёта. Также могут быть и другие причины, по которым детям сложно учиться, например, они часто пропускали школу или у них есть проблемы со слухом или зрением.
Что делать, если ребенок не хочет учиться
Если вы считаете, что у вашего ребёнка рано возникли трудности с чтением, письмом и математикой, важно как можно раньше выявить эти проблемы. Вы можете сделать несколько вещей.
Поговорите с преподавателем вашего ребёнка
Вы можете поговорить с преподавателем, не дожидаясь родительского собрания.
Во время встречи вы можете обсудить с преподавателем:
- насколько хорошо ваш ребёнок читает, пишет и считает;
- как он чувствует себя в школе: счастлив ли, уверен ли в себе, заинтересован ли в учёбе;
- какие методы и подходы могут помочь вашему ребёнку в обучении.
Преподаватель может оценить уровень чтения, письма и счёта вашего ребёнка и поделиться с вами результатами. Это поможет вам понять, есть ли у ребёнка трудности в учёбе.
Проконсультируйтесь с врачом
Ваш педиатр может направить вас к другому специалисту, например, психологу или логопеду, для проведения дополнительных обследований и анализов.
Эти специалисты помогут определить, есть ли у вашего ребёнка другие проблемы, которые могут мешать ему учиться, например, проблемы со зрением, слухом, речью, вниманием или концентрацией.
Воспользуйтесь услугами дополнительного образования в школах
Если у вашего ребёнка есть проблемы с чтением, письмом или математикой, обсудите с его учителем возможность участия в специальных программах по развитию грамотности и навыков счёта.
Эти программы могут включать как индивидуальные, так и групповые занятия с педагогом. Такая поддержка поможет вашему ребёнку лучше понять материал и освоить навыки в комфортном для него темпе.
Поговорите с психологом
Если ваш ребёнок испытывает трудности с чтением, письмом и/или математикой, несмотря на дополнительные занятия в школе, вы можете попросить учебное заведение организовать встречу с психологом для проведения официальной оценки на предмет специфических нарушений обучаемости.
Если в школе нет психолога, обратитесь за помощью в поликлинику.
Психолог будет использовать результаты тестирования вашего ребёнка и другую информацию о его обучении для постановки диагноза.
Вне школы вы можете обратиться за помощью к частным репетиторам по тем предметам, которые вызывают у вашего ребёнка трудности.
Специалисты могут порекомендовать книги, подходящие по уровню чтения для вашего ребёнка. Также существуют специальные программы и приложения, которые помогают развивать грамотность и математические способности, закрепляя знания, полученные в школе.
В процессе общения с ребёнком на тему его обучения важно акцентировать внимание на процессе усвоения информации, а не на объёме знаний.
Как помочь ребенку учиться?
Вот несколько практических советов, которые помогут вашему ребёнку младшего школьного возраста в учёбе:
- Проявляйте интерес к тому, что делает и чему учится ваш ребёнок, обсуждайте с ним его школьные дела.
- Играйте с ребёнком в игры со словами, буквами, числами и фигурами. Во время игры учитесь ходить по очереди.
- Используйте простой язык и играйте со словами и их значениями. Например, можно хлопать в ладоши в такт слогам в словах или играть в игры на ассоциации.
- Продолжайте читать своему ребёнку, даже если он уже умеет читать самостоятельно.
- Пусть ваш ребёнок слышит и видит много новых слов в книгах, по телевизору или в обычной речи, а вы объясняйте ему их значения.
- Обеспечьте ребёнку время для свободных, неструктурированных игр.
- Помогите ребёнку понять, в чём он хорош, и поощряйте его пробовать себя в разных занятиях.
- Помогите своему ребёнку научиться эффективно управлять своим временем, что особенно важно в процессе обучения. Например, вы можете помочь ему составить график, чтобы он мог правильно распределить время.я между выполнением домашних заданий и дополнительными занятиями.
Порой вашему ребёнку потребуется не только помощь в выполнении практических заданий, но и моральная поддержка в процессе обучения.