Ребенок обычно идет в школу в возрасте 6-7 лет. Программа обучения предполагает быстрое освоение письма и чтения без предварительных навыков. Если ребенок не подготовлен, большие нагрузки и трудности в учебе могут привести к психологическим проблемам. Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях?
Что должен уметь ребенок
Прежде чем обучать ребёнка чтению, убедитесь, что он готов к этому.
Малыш должен свободно говорить длинными предложениями и ясно выражать свои мысли. Его речь должна быть чёткой и без дефектов, чтобы он мог правильно слышать звуки при произношении.
К этому моменту родители должны развить у ребёнка усидчивость и способность концентрировать внимание.
Заучивание букв
Родители часто стремятся как можно быстрее научить ребенка всему алфавиту, полагая, что это поможет ему легко освоить чтение. Однако, как утверждает Н. С. Жукова, автор известной методики обучения грамоте, такой подход неверен. Буквы нужно изучать постепенно. Чем больше ребенок знает букв, тем разнообразнее становятся слоги, и тем больше слов он может читать.
Если родители приняли решение действовать по старинке, начиная с алфавита, необходимо помнить: заучивать согласные буквы надо звуками. Например, <<м>>, а не <<эм>>, <<б>>, а не <<бэ>>. Если не придерживаться этого правила, слог <<ба>> ребенок будет читать <<бэа>>.
Что такое слоги
Важно, чтобы ребенок усвоил:
- Когда мы говорим, мы используем звуки. Читаем мы тоже звуками, а пишем буквами. Звуки складываются в слоги, а слоги – в слова.
- Мы читаем текст слева направо, а не наоборот. Пальчик малыша – это его помощник при чтении.
Первый слог, который легко освоить ребенку, – это «а-а-а». Он становится словом, если его протянуть. Так кричат испуганные убегающие люди. Это важное достижение для ребенка – он самостоятельно прочитал слово.
Следующая гласная – «у». И снова успех: слово «ау». Так кричат заблудившиеся люди. Перед началом чтения подготовьте материал: на листе бумаги напишите заглавную букву «А» слева, а справа – «О». Соедините их «дорожкой», по которой ребенок будет вести пальцем во время чтения. Не прерывайте звучание первого звука, пока палец движется по линии и не достигнет второй буквы. Получится «ааааау» или «нннно».
Слоги предлагаются в определенной последовательности:
- состоящие из гласных (ау-, уа-, оа-);
- открытые (на-. да-);
- закрытые (ам-, ум-);
- сложные (рмо-, рту-, здро-).
Чтение двухбуквенных слогов должно стать привычным и легким для ребенка. Когда вы заметите, что он уверенно справляется с этим заданием, можно переходить к следующему этапу.
Слово и предложение
Детям легко читать и складывать слоги в слова (ма-ма, ра-ма). Односложные слова (рак, лук) тоже не вызовут трудностей. Можно переходить к предложениям.
Малыши быстро понимают, что предложение — это законченная мысль. Не бойтесь объяснять термины. Познакомьте ребенка со знаками препинания в конце предложения (<<.>>, <>, <>). Объясните, что с их помощью можно передавать эмоции. Если предложение длинное, дети могут забыть начало, поэтому начинайте с простых фраз.
Обучение чтению — долгий процесс. Малыши большую часть времени проводят в игре. Используйте этот прием на занятиях.
Обучающие игры
Почта
Напишите на листочках короткие фразы. Это будут письма для игрушек, которые должен разнести ребенок.
Учитель
Если у вас есть магнитная азбука, предложите малышу стать учителем. Игрушки — это его ученики. Пусть он объяснит им то, что вы изучали на предыдущих занятиях.
Бесконечная цепочка
Мама называет слово, а ребенок произносит звук, на который это слово заканчивается.